Главная » Как правильно подобрать

Правильно подобрать мотор лодке



Как выбрать мотор для лодки или катера

Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять во внимание следующие соображения.

Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.

Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9 - 18 км/ч, достаточна мощность в 1,5 - 3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости).

На водоизмещающей лодке длиной 4 - 5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой. На такую лодку длиной 5 - 7 м лучше поставить мотор мощностью 8 - 12 л. с. например «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.

Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее - нагрузка - приобретает гораздо большее значение и его нужно подсчитать поточнее. Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.

Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса. Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано ниже в разделе «Допустимая мощность подвесного мотора».

Наконец, большая мощность - это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.

Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое - «Вихрь» или даже «Нептун».

Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).

Допустимая мощность подвесного мотора

Любители большой скорости нередко считают допустимой ту мощность, которую имеет самый мощный из имеющихся в продаже моторов. Необходимо использовать более разумные критерии, основанные на соображениях безопасности.

По американским стандартам ВIА исходя из условий безопасности плавания наибольшая мощность устанавливается в зависимости от произведения наибольшей длины L на наибольшую ширину лодки по транцу Втр (подразумевается, что соотношение этих величин выбрано в соответствии с требованиями остойчивости):

Как выбрать мотор .

В приложении II приведены основные данные выпускаемых в нашей стране подвесных моторов. Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять во внимание следующие соображения.

Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.

Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9—18 км/ч, достаточна мощность в 1,5—3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости — об этом см. стр. 230).

На водоизмещающей лодке длиной 4—5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой. На такую лодку длиной 5—7 м лучше поставить уже «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.

Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее — нагрузка — приобретает гораздо большее значение (об этом говорилось в I разделе) и его нужно подсчитать поточнее. Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.

Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса. Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано далее — на стр. 169.

Наконец, большая мощность — это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.

Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое — «Вихрь» или даже «Нептун».

До того как наша промышленность освоила выпуск 20—25-сильных моторов, многие любители ставили на своих лодках по два 10-сильных. Сейчас такие комбинации встречаются реже, а между тем смысл в них имеется. Судите сами: две «Москвы» или два «Ветерка-12» имеют мощность не меньше, чем у «Вихря», стоят примерно столько же, весят вместе немного больше. Зато каждый мотор в отдельности (а для обслуживания именно это имеет значение) весит гораздо меньше. По расходу топлива проигрыш получается незначительный, да и то лишь в том случае, если в спаренной установке постоянно работают оба мотора, а ведь есть возможность использовать их и поодиночке. Последнее особенно целесообразно в дальнем походе, так как при неисправности одного мотора всегда будет гарантирована возможность добраться, по крайней мере, до ближайшего населенного пункта на другом.

Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).

Допустимая мощность подвесного мотора .

Любители большой скорости нередко считают допустимой ту мощность, которую имеет самый мощный из имеющихся в продаже моторов. Необходимо использовать более разумные критерии, основанные на соображениях безопасности.

По американским стандартам В I А исходя из условий безопасности плавания наибольшая мощность устанавливается в зависимости от произведения наибольшей длины Ь на наибольшую ширину лодки по транцу Втр (подразумевается, что соотношение этих величин выбрано в соответствии с требованиями остойчивости):

Следует, однако, подчеркнуть, что для легкой и узкой плоскодонной лодки, такой например, как «Казанка», и эта мощность может оказаться небезопасной при управлении малоопытным водителем. В подобных случаях правила В I А рекомендуют устанавливать подвесной мотор вдвое меньшей мощности, чем определено выше.

Оценка мощности двигателя по числу оборотов .

При эксплуатации на катере конвертированного автомобильного двигателя при номинальной мощности моторесурс его будет вдвое меньше, чем при мощности, сниженной всего на 20%. Иными словами, не допускайте без крайней необходимости работы двигателя на мощности выше 80% номинальной.

Мощность, развиваемую двигателем, можно оценить по числу оборотов коленчатого вала с помощью паспортных диаграмм либо по приводимой табл. 8 (данные соответствуют мощности, развиваемой новым двигателем).

При эксплуатации двигателя на катере значения мощности, выделенные жирным шрифтом и подчеркнутые превышать не рекомендуется.

Режим эксплуатации мотора .

Чтобы подвесной мотор работал долго и надежно, нужно систематически ухаживать за ним. Рекомендуется завести специальную памятку, в которой отмечается, сколько часов отработал мотор за каждый день, что сделано, что и когда нужно не забыть сделать (примерная форма показана в табл. 9).

Примерная форма памятки по регламентным работам .

Важно соблюдать правильный — в соответствии с инструкцией по эксплуатации — режим работы мотора. Не рекомендуется длительное время эксплуатировать мотор на максимальных оборотах; периодически (примерно через 30—60 мин) следует на 2—3 мин сбрасывать обороты до средних.

Все изменения в режиме работы двигателя надо осуществлять плавно, чтобы не допускать чрезмерных перепадов температуры в стенках гильз и головках цилиндров. Например, сбрасывать газ с полного на малый нужно в течение 1—1,5 мин; перед остановкой следует охладить двигатель, дав ему холостой ход в течение 1,5—2 мин при повышенных оборотах (3000—3500 об/мин). Подобным же образом до включения переднего хода после запуска мотора нужно прогреть его на холостом ходу (2—3 мин).

Источник: http://okafish.ru/300/motor.htm

Совет 1: Как выбрать мотор для надувной лодки

Поскольку при выборе двигателя для надувной лодки важную роль имеет вес, есть смысл присмотреться к 2х-тактным моторам - они немного легче 4х-тактных. К тому же, если вдруг произойдет поломка двигателя, его можно будет отдать в ремонт местным умельцам, а не везти в специализированную мастерскую. Еще одно преимущество 2х-тактных лодочных моторов - их легкая транспортировка.

Выбор мощности подвесного мотора является очень ответственной задачей, поскольку от ее правильного решения зависят экономичность и безопасность эксплуатации. При выборе мощности двигателя для надувной лодки следует учитывать ее длину. Например, мотор мощностью 15л/с подходит для лодок длиной 3,4-3,6 м, 18 л/с - для лодок длиной 3,5-3,8 м. Соответственно, если лодка короче 3,4 м, то мотор к ней лучше выбрать слабее 15 л/с.

Вы можете самостоятельно рассчитать мощность мотора для лодки. 1 л/с может вытянуть на глиссирование 30 кг. Значит, следует прикинуть сумму массы лодки, багажа, пассажиров, а затем разделить полученную сумму на 30. В результате получается необходимая для выхода на глиссер мощность мотора.

При выборе мощности двигателя следует определиться, сколько человек будет находиться в этой лодке. Если вы рыбачите один, может хватить и мотора малой мощности, но если с вами на рыбалку за компанию отправился друг, то этот мотор уже не сможет вывести на глиссирование лодку. Еще одна важная причина учитывать количество человек - это вес подвесного лодочного мотора. Чем он мощнее, тем тяжелее. Соответственно, таскать его одному из машины к лодке и обратно, а также самостоятельно устанавливать тяжелый мотор на транец будет проблематично.

Не стоит брать максимальную мощность для лодки, которая указана производителем: зачастую производители завышают эту цифру, поэтому эксплуатировать надувную лодку с таким подвесным мотором опасно. К тому же при эксплуатации слишком мощного двигателя существует риск повреждения транца, из-за чего придется ремонтировать лодку.

Выбирая производителя моторов для лодки, следует учитывать, что импортные по всем параметрам существенно превосходят отечественные. Все импортные моторы примерно одинаково хороши, поэтому не стоит слишком задумываться над выбором бренда. Хотя американские и японские двигатели по своим характеристикам немного лучше европейских, это не принципиальная разница.

Совет 2: Как выбрать мотор на лодку

После того, как рыбалка с обычной резиновой лодки становится не такой захватывающей, многие рыбаки задумываются о приобретении лодочного мотора. Именно наличие мотора позволяет добывать настоящие трофеи с больших глубин. Для успешной рыбалки лодка с мотором просто необходима.

Прежде, чем выбирать мотор, нужно тщательно изучить характеристики лодки, на которую планируется установка мотора. Мощность приобретаемого мотора можно определить одним фактором: наличием возможности глиссирования. Если лодка может глиссировать (то есть двигаться на большой скорости так, что над поверхностью воды дно лодки приподнимается), то мотор следует выбирать большой мощности. Если же редима глиссирования у лодки нет, то устанавливать мощный мотор не имеет смысла. Также, если у лодки изначально предусмотрена установка мотора. в паспорте обычно указана рекомендуемая мощность устанавливаемого мотора .

Теперь нужно определиться в тактовой частоте моторов. Двухтактные двигатели легкие по весу, наиболее распространены и чаще всего используются. Четырехтактные тяжелее, но и функций могут выполнять больше. Такой мотор имеет повышенную экономичность, работает гораздо тише, чем двухтактный, и меньше вибрирует при работе. Этот фактор очень важен при рыбалке.

После этого нужно выбрать длину ноги винта, так называют части двигателя (трубу, обтекатель редуктора и выступающий из него вал гребного винта). Длина должна быть оптимальной для оптимального заглубления гребного винта и выходного отверстия выхлопа. Чем винт будет глубже, тем двигатель работает эффективнее, но появляется опасность повреждения винта об мель. И наоборот, чем винт выше, тем можность его будет меньше. Также размер ноги зависит от высоты транца. Для надувных лодок или лодок с транцем можно брать моторы с короткой или обычной ногой (обозначение S). Если у вас крупная лодка, катер или небольшая яхта, можно установить мотор с ногой увеличенного размера, маркировки L.

Осталось только выписать все требуемые характеристики для вашего мотора и придти в магазин за наиболее подходящим мотором для вашей лодки. Приятного приобретения!

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-242093-kak-vybrat-motor-dlya-naduvnoy-lodki

Источники: http://www.vodnyimir.ru/Kak_vybrat_motor_dlya_lodki_ili_katera.html, http://okafish.ru/300/motor.htm, http://www.kakprosto.ru/kak-242093-kak-vybrat-motor-dlya-naduvnoy-lodki






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением



© Все права защищены 2019.