Главная » Как правильно выбрать

Правильно выбрать правильную экспозицию



Как выбрать правильную экспозицию

В фотографии под экспозицией понимают количество света, регистрируемого светочувствительным материалом за единицу времени. Определяется эта величина с помощью трех параметров: светочувствительность, выдержка и диафрагма. Для качественной фотографии необходимо найти правильное соотношение всех этих элементов.

Увеличение какого-либо параметра экспозиции на одну ступень уменьшает или увеличивает количество поступающего света в два раза. К примеру, сцена, снимаемая при светочувствительности ISO 100, выдержке 1/60 секунды и диафрагме f 5.6, кажется очень светлой. Необходимо сделать кадр темнее. Для этого можно уменьшить значение ISO до 50, укоротить выдержку до 1/125 секунды или уменьшить значение диафрагмы до 8. Для дальнейшего уменьшения количества света можно пользоваться как изменением одного выбранного параметра, так и нескольких сразу.

Выбрать правильную экспозицию без замера интенсивности света практически невозможно. Даже если имеется определенный практический опыт, попадаются сцены со сложным освещением, и оценить его без специальных приборов безошибочно просто невозможно. Все современные камеры обладают встроенным экспонометром – прибором, измеряющим свет. По окончании своих замеров камера сама выберет и выставит параметры экспозиции. Существует несколько способов замера света: центровзвешенный, матричный и точечный. Чаще всего, первый способ является универсальным. Расчет в таком случае ведется исходя из того, что приоритетным является объект, находящийся в центре кадра. Если экспозиция вас не устроила, воспользуйтесь брекетингом и откорректируйте ее. Значения плюс будут осветлять кадр, а значения минус – затемнять.

Самым точным способом измерения экспозиции является внешний экспонометр. В отличие от встроенного, он имеет более сложную схему и может измерять помимо отраженного еще и падающий свет. Это свойство существенно влияет на качество замера.

Когда вы определили количество света, необходимого для правильного экспонирования, выберите, с помощью каких параметров стоит его добиться. Если объект находится в движении, лучше сделать выдержку короче, чтобы избежать «смазов». С помощью уменьшения значения диафрагмы можно уменьшить глубину резко изображаемого пространства, и наоборот. Чем меньше значение светочувствительности, тем больше полутонов и оттенков получится на фотографии. Определите, что в снимаемой сцене будет более эффектно смотреться, и измените экспозицию. увеличивая на ступени нужные показатели и пропорционально уменьшая ненужные.

Многое об экспозиции может сказать график гистограммы. При гармоничном фиксировании света он не будет вылезать за края и останется внутри рамок.

Старайтесь снимать только в raw-формате. Даже при значительном промахе экспозамера, с помощью raw-конвертера можно исправить недочеты. В особенности это касается снимков с низким значением ISO. Чем выше светочувствительность, тем точнее придется выбирать экспозицию .

Урок фотографии №9 Правильная экспозиция

Правильная экспозиция очень важна для получения хорошей фотографии – это самая важная составляющая технического качества фотографии. Поскольку художественность фотографии отчасти является субъективной оценкой снимка (на вкус и цвет, как говориться, товарищей нет), то класс фотографа определяет его умение снять кадр с правильной экспозицией в любых условиях освещения.

Что такое правильная экспозиция в фотографии

Правильная экспозиция подразумевает отсутствие
слишком светлых или слишком темных снимков.

Оцените, пожалуйста, свои фотографии с точки зрения предыдущего предложения. Рискну предположить, что большая часть фотографий сделанных вами на улице – передержаны (слишком светлые), а вот снятых в помещении – недодержаны (слишком тёмные).

Дело в том, что датчик экспозиции (экспонометр) фотоаппарата обычно измеряет средневзвешенную освещенность кадра (среднюю по всей площади кадра) и устанавливает значение экспозиции соответственно этому. Например, на улице, когда объект съёмки не такой яркий как окружающий фон, камера начинает сходить с ума . думая что света недостаточно и как результат – главный объект съёмки слишком тёмный (недодержан), при этом большая часть кадра слишком светлая (передержка). При слабом освещении, всё наоборот фотоаппарат устанавливает экспозицию исходя из усреднённой освещённости и в результате получается светлый объект на слишком тёмном (недодержанном) фоне.

Если вы фотографируете в режиме AUTO, вся ответственность по установке правильной экспозиции лежит на электронике вашего фотоаппарата. В зависимости от умности вашей камеры и условий освещения результат фотосъёмки может быть как удачным, так и не очень.

Прежде чем выразить недовольство своим фотоаппаратом, вам следует знать, что какой бы умной ни была ваша фотокамера это всего лишь автоматическое устройство не способное думать, а тем более знать замысел фотографа. Поэтому, фотограф должен всегда быть на чеку и вносить корректировки в работу автоматики своего фотоаппарата. А для этого фотографу необходимо знать, каким образом фотоаппарат регулирует экспозицию.

Выдержка и диафрагма

Правильно экспонированный фотоснимок получается тогда, когда на светочувствительную матрицу попадает строго необходимое количество света - ни больше, ни меньше.

В фотографии существует только два способа дозировать количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата или светочуствительный слой фотоплёнки.

Первый способ дозировать свет - выдержка

Освещать матрицу фотоаппарата нужно точно рассчитанное время. Это время регулируется специальной светонепроницаемой шторкой – затворм. А время, когда шторка затвора удерживается открытой называется выдержкой.

Правильное время выдержки рассчитывает автоматика фотоаппарата или фотограф, основываясь на яркости света и свойствах снимаемого объекта (или объектов) отражать или поглощать падающий на них свет.

Чтобы помочь фотографу в этом нелёгком расчёте, с которым автоматика любого фотоаппарата не всегда справляется достойно, существуют стандартный ряд выдержек.

Таблица стандартных значений выдержки:

Измеряется выдержка так же, как и обычное время: в секундах, минутах и даже часах. Поскольку современные фотоаппараты имеют очень чуствительные к свету датчики (пиксели матрицы) выдержка в 95% случаях измеряется долями секунды и обозначается обычной (натуральной) дробъю, например 1/100 это одна сотая доля секунды, т.е 0,01 сек. В видоискателя фотоаппарата, для экономии места обычно указывают только знаменатель натуральной дроби - 100.

Бывает выдержка очень короткая, например 1/10000=0,00001 сек. при этом на дисплее фотоаппарата выдержка будет обозначена так: 10000. Так что не перепутайте - если вы изменили выдержку с 100 на 1000 (так отображается в видоискателе) вы сделали выдержку меньше (фотографы говорят укоротили ) Вы ведь помните, что несмотря на то, что 1000 больше 100 (вы же помните, что на самом деле вы имеете дело с такими цифрами: 0,0001 0,01 .

Длинные выдержки обычно указываются как есть, но с использованием математических знаков минут и секунд:
в этом случае минута обозначается так: 1 ', а секунда так: 1 . Так что если на дисплее или в видоискателе фотоаппарата вы увидели такие цифры с чёрточками: 1' 30 - это обозначает выдержку в полторы минуты (одна минута и тридцать секунд).

Некоторые фотоаппараты позволяют автоматическиотработать очень длинную выдержку – более 30 секунд (30 ) и даже длиннее, при этом свет от объекта съёмки поступает на матрицу в течении этого длительного времени. Такой режим обычно называется BULB или просто B и иногда требует удерживать кнопку затвора нажатой в течении всего времени экспонирования.

Второй способ дозировать свет - диафрагма

В комнате с большим окном всегда светлее, чем в комнате с маленьким окошком. Так же и в фотографии - размер отверстия (окошка) в объективе, через которое поступает свет к светочусвтительным датчикам матрицы фотоаппарата (пикселям) можно регулировать. Такое, регулируемое отверстие называется - диафрагма объектива.

Закрыв диафрагму. то есть уменьшив размер отверстия в непроницаемой для света перегородке, расположенной между линзами объектива, мы уменьшаем поток света. Открыв диафрагму - мы увеличиваем количество света попающего на пиксели матрицы.

Для обозначения установленного размера диафрагмы применяют странную дробь с буквой f в числителе и цифрой в знаменателе. Откуда взялось такое странное обозначение диафрагмы объектива, вы могли узнать в уроке о втором правиле глубины резкости. Вам будет легко запомнить взаимосвязь обозначения и размера диафрагмы - если обращать внимание на знаменатель дроби с буквой f в числители: чем больше цифра в знаменателе обозначающем отверстие диафрагмы - тем больше ГРИП! Так же как и для выдержки, для каждого размера диафрагмы объективов существет стандартный ряд дафрагмы.

Таблица стандартных значений диафрагмы:

Источник: http://freefotohelp.ru/class9.html

Фотография – искусство рисования светом, и, чтобы умело управлять освещением, нужно знать, как регистрировать нужное количество света с помощью камеры. Правильная экспозиция и умение ее угадать обеспечивает отличное качество фотографий в любых условиях освещения.

Фотограф может контролировать свет разными способами:


Знания этих терминов по отдельности недостаточно для хорошей фотографии – нужно научиться управлять ими в зависимости друг от друга. Правильная экспозиция – это не сочетание параметров для конкретных условий освещения, это – сочетание параметров, необходимое фотографу. Иногда сюжет требует небольшого пересвета, иногда – недодержки. Таким образом, параметры зависят от задумки фотографа.

Правильная экспозиция определяется комбинацией выдержки, светочувствительности и диафрагмы. Определив эти параметры, фотограф сверяет их с экспонометром камеры, чтобы удостовериться, что на матрицу или пленку попадет необходимое ему количество света.

1. В большинстве случаев, в первую очередь выставляется светочувствительность. Фотограф определяет нужное количество света в зависимости от условий освещения – утро, день, вечер, пасмурная погода или помещение.

2. Выбрав значение светочувствительности, фотограф должен определить, что важнее в данном сюжете – глубина резкости (регулируемая диафрагмой) или контроль над движением (регулируемый выдержкой). В ряде случаев необходим контроль как над глубиной резкости, так и над движением.

Чтобы понять, как выставляется правильная экспозиция. нужно знать, что важнее для стандартных сюжетов, глубина резкости или контроль над движением. Давайте рассмотрим эти сюжеты:

3. Определив сюжет, фотограф выставляет соответствующий ему наиболее важный параметр. Например, если нужно снять зеленый луг и горы на заднем плане, фотограф, в первую очередь, определяет глубину резкости: устанавливает нужное значение диафрагмы, чтобы горы также получились такими же резкими, как и трава. Затем, исходя из этого значения, настраивается правильная экспозиция. фотограф регулирует выдержку, сверяя ее с экспонометром.

Если камере нужна выдержка длиннее, чем 1/30, фотографу нужно либо изменить параметры, либо использовать штатив, чтобы избежать размытия фотографии.

Задача становится несколько сложнее, если фотографу нужна короткая выдержка. Даже при полностью открытой диафрагме камере может не хватить света, поэтому, чтобы получилась правильная экспозиция. фотографу приходится либо увеличивать выдержку, либо поднимать светочувствительность.

Но, что важнее всего, правильная экспозиция должна в первую очередь учитывать тот самый важный параметр, а значит, фотограф должен знать, каким параметром компенсировать недостаток света, если он имеет место. Например, при солнечной погоде параметры для съемки футбола будут ISO 400, f8, 1/250, а в пасмурную погоду их придется изменить: ISO 800, f4.5, 1/90 – открыть диафрагму и увеличить светочувствительность, чтобы выдержка получилась приемлемо короткой.

Источник: http://www.si-foto.com/pravilnaya-ekspozitsiya-ili-tonkosti-podbora-ekspoparyi/

Источники: http://www.kakprosto.ru/kak-102119-kak-vybrat-pravilnuyu-ekspoziciyu, http://freefotohelp.ru/class9.html, http://www.si-foto.com/pravilnaya-ekspozitsiya-ili-tonkosti-podbora-ekspoparyi/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением



© Все права защищены 2021.